О землях общественного пользования (ЗОП)

Перейти вниз

О землях общественного пользования (ЗОП)

Сообщение автор Anatoly (150) в Ср Фев 19 2014, 13:24

Есть темы в российском законодательстве, которые вызывают неоднозначное толкование не только у граждан, но и у юристов. Среди вопросов земельных отношений правовой режим земель общего пользования является одним из самых сложных. Однако обойти его стороной не представляется возможным, особенно сейчас, когда заново формируется институт землепользователей и землевладельцев.


Законодательные нормы, касающиеся земель общего пользования, можно найти в Гражданском, Земельном, Градостроительном, Административно-правовом кодексах и ряде законах. Однако это не дает четкого представления о предмете.

Начнем с определения:

Как таковое оно встречается в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ),
но касается не земель, а земельного участка общего пользования. Статус общего пользования имеют «не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких‑либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка» (п.1 ст. 262 ГК РФ).


Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) в ст. 85
поясняет, что к землям общего пользования относят участки, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и др.

В категориальной системе эти объекты причисляют исключительно к землям поселений,
которые делятся на различные территориальные зоны: жилые, рекреационные, зоны инженерных и транспортных инфраструктур и др.

Примечательно, что земли общего пользования не являются самостоятельной территориальной зоной, а входят в состав других зон. Это понятно на примере автомобильных дорог, которые, с одной стороны, относятся к зоне инженерных и транспортных инфраструктур, а с другой — являются объектом общего пользования всех граждан.

В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ:
земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.


Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства",

при рассмотрении дел о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействий), в частности, органов местного самоуправления, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. 


В соответствии с частью 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые)
границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети
инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).


Из содержания пункта 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (утверждена постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30)
следует, что красными линиями - являются границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.


Таким образом, красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
В соответствии со
статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов осуществляется подготовка документов по планировке территории.


Проект планировки территории включает в себя:
чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии
(часть 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации
органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Выводы:


1.  Проект детальной планировки территории участка 1 вблизи д. Шипулино, уже являюется правовым основанием для утверждения красной линии, пересекающей спорный земельный участок.

2.  Территорией общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) - п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.

3.  Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта Закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий(бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) - часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

avatar
Anatoly (150)

Сообщения : 201
Дата регистрации : 2013-05-17
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения